Дом переехал — Агния Барто. Дом переехал Агния барто дома

Очень малоизвестный факт, что впервые в России было передвинуто здание еще в начале прошлого века. Листая страницы журнала Русская старина за 1876 год, можно узнать прилюбопытнейший факт, как это происходило. В городе Моршанске Тамбовской губернии необходимо было передвинуть церковь. Городские власти обратились за помощью к заморскому специалисту. Патентованный механик, какой-то иностранец, за это запросил такую большую цену, какой никак нельзя было дать ему , - доносил моршанский городничий тамбовскому губернатору 25 марта 1812 года. Дело спас крепостной механик Дмитрий Петров, за небольшую плату он взялся передвинуть с места деревянную церковь. Начались приготовления: под церковь подвели толстые бревна и посредством земляной насыпи слегка ее приподняли, затем сделали под церковью новый бревенчатый фундамент, вроде полатей, а под бревнами установили катки. Всю церковь опутали канатами и скрепили по углам железными болтами. Повинуясь сотням рук рабочих, церковь была сдвинута с прежнего своего места на 42 аршина (около 30 метров), и во время этого движения только крест наверху церкви слегка колебался .

Современная техника позволяет двигать дома куда большего размера, чем моршанская церковь, и при этом, разумеется, без использования мускульной силы рабочих. Ещё в 30-е годы, согласно Генеральному плану реконструкции Москвы через центр было решено расширить несколько улиц, в том числе и главную магистраль столицы - улицу Горького . Там, где новым проспектам было тесно, превращались в щебень целые кварталы, однако там стояло несколько домов, являвшихся памятниками архитектуры и мешавших проведению работ. Здание Моссовета, подворье Сввинского монастыря, Глазная клиническая больница. Как быть? Их просто подвинули.

Для передвигаемого здания строили новый фундамент в том месте, куда оно должно было переехать, затем укладывали специальные стальные рельсы от здания до нового фундамента. Здание подрезали снизу, отделяли от фундамента и подводили под сооружение металлическую раму. На этой раме по металлическим каткам здание переезжало на новое место с помощью электролебедок или гидравлических домкратов. Многоэтажное здание Моссовета (изначально дом московского генерал-губернатора З.Г. Чернышевского постройки М.Ф.Казакова), объемом в несколько десятков тысяч кубометров тогда передвинули на 13,6 метров, причем здание находилось в движении всего 41 минуту. На тот момент здание имело всего три этажа, находилось в стадии достройки ещё двух, однако это не помешало стахановскими темпами передвинуть его.

Настоящим триумфом стало перемещение огромного дома-гиганта, дома-красавца, дома для подворья Саввинского монастыря (выстроенного в 1913 году по проекту архитектора И.С.Кузнецова). Задача усложнялась во-первых, из-за веса, во-вторых, сложная, многокорпусная (целых пять) структура здания. Даже в Америке в то время не перевозили домов тяжелее 11 тысяч тонн, а подворье весило целых 24 тысячи. Со всем этим пришлось повозиться, но приемы, в сущности, остались теми же - рельсы, катки, лебедки. И зимой 1937-1938 годов дом благополучно переехал вглубь от улицы, освободив место для новой застройки.

Еще более дальний путь совершила Глазная клиническая больница (построенная в XVIII веке архитектором М.Ф. Казаковым), объёмом 23400 кубических метра и весом 13300 тонн. Здание было передвинуто на 93,36 метров c улицы Горького в переулок Садовских, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж. Во время путешествия в больнице работал медицинский персонал, производились операции. Таким образом, в результате передвижек домов ширина улицы Горького с 16 - 18 метров увеличилась до 50 - 60 метров.

В моде на переносы зданий было немало политики, идеологии и желания продемонстрировать Западу технические достижения страны победившего социализма.

Ещё очень много было перемещений зданий, в том числе и жилых, причём без выселения жильцов. Передвижку дома в октябре 1937 года по улице Серафимовича описала в своём стихотворении Агния Барто . Снятая в 1938 году режиссёром Александром Медведкиным кинокартина Новая Москва о Сталинском плане реконструкции Москвы, так и не вышла на широкие экраны.

Агния Барто


Дом переехал

Возле Каменного моста,
Где течёт Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шофёры.
- Ох, - вздыхает постовой, -
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трёт.

Дом стоял на этом месте,
Он пропал с жильцами вместе!

Где четвёртый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит в испуге Сёма
Постовому на мосту. -

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нём!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом -
И найдёте этот дом.

Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошёл с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы всё время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой, - обрадовался
Сёма, -
Значит, можно ехать
Дома?

Ну, тогда
В деревню летом
Мы поедем
В доме этом!

В гости
К маминым знакомым
Мы поедем
Вместе с домом.

В гости к нам
Придёт сосед:
- Ах! - А дома
Дома нет.

Я не выучу урока,
Я скажу учителям:
- Все учебники далёко -
Дом гуляет по полям!

Вместе с нами за дровами
Дом поедет прямо в лес.
Мы гулять - и дом за нами,
Мы домой - а дом... исчез.

Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Он вернётся, говорят.

Дом сказал перед уходом:
"Подождите перед входом!
Не бегите вслед за мной:
Я сегодня выходной".

Мы его напрасно ждём,
Грустно мокнем под дождём.

Нет, - решил сердито Сёма, -
Дом не должен бегать сам!
Человек - хозяин дома,
Всё вокруг послушно нам.

Захотим - и в море синем,
В синем небе поплывём!

Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Современная техника позволяет двигать дома куда большего размера, чем
моршанская церковь, и при этом, разумеется, без использования мускульной
силы рабочих. Ещё в 30-е годы, согласно Генеральному плану
реконструкции Москвы через центр было решено расширить несколько улиц, в
том числе и главную магистраль столицы - улицу Горького . Там,
где новым проспектам было тесно, превращались в щебень целые кварталы,
однако там стояло несколько домов, являвшихся памятниками архитектуры и
мешавших проведению работ. Здание Моссовета, подворье Сввинского
монастыря, Глазная клиническая больница. Как быть? Их просто подвинули.










Для передвигаемого здания строили новый фундамент в том месте, куда оно
должно было переехать, затем укладывали специальные стальные рельсы от
здания до нового фундамента. Здание подрезали снизу, отделяли от
фундамента и подводили под сооружение металлическую раму. На этой раме
по металлическим каткам здание переезжало на новое место с помощью
электролебедок или гидравлических домкратов. Многоэтажное здание Моссовета
(изначально дом московского генерал-губернатора З.Г. Чернышевского
постройки М.Ф.Казакова), объемом в несколько десятков тысяч кубометров
тогда передвинули на 13,6 метров, причем здание находилось в движении
всего 41 минуту. На тот момент здание имело всего три этажа, находилось в
стадии достройки ещё двух, однако это не помешало стахановскими темпами передвинуть его.

Настоящим триумфом стало перемещение огромного дома-гиганта,
дома-красавца, дома для подворья Саввинского монастыря (выстроенного в
1913 году по проекту архитектора И.С.Кузнецова). Задача усложнялась
во-первых, из-за веса, во-вторых, сложная, многокорпусная (целых пять)
структура здания. Даже в Америке в то время не перевозили домов тяжелее
11 тысяч тонн, а подворье весило целых 24 тысячи. Со всем этим пришлось
повозиться, но приемы, в сущности, остались теми же - рельсы, катки,
лебедки. И зимой 1937-1938 годов дом благополучно переехал вглубь от
улицы, освободив место для новой застройки.

Еще более дальний путь совершила Глазная клиническая больница
(построенная в XVIII веке архитектором М.Ф. Казаковым), объёмом 23400
кубических метра и весом 13300 тонн. Здание было передвинуто на 93,36
метров c улицы Горького в переулок Садовских, сначала с поворотом на 97
градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была
проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж. Во время
путешествия в больнице работал медицинский персонал, производились
операции. Таким образом, в результате передвижек домов ширина улицы
Горького с 16 - 18 метров увеличилась до 50 - 60 метров.

В моде на переносы зданий было немало политики, идеологии и желания
продемонстрировать Западу технические достижения страны победившего
социализма.

Ещё очень много было перемещений зданий, в том числе
и жилых, причём без выселения жильцов. Передвижку дома в октябре 1937
года по улице Серафимовича описала в своём стихотворении Агния Барто . Снятая в 1938 году режиссёром Александром Медведкиным кинокартина Новая Москва о Сталинском плане реконструкции Москвы, так и не вышла на широкие экраны.

Агния Барто

Дом переехал

Возле Каменного моста,
Где течёт Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шофёры.
- Ох, - вздыхает постовой, -
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трёт.

Дом стоял на этом месте,
Он пропал с жильцами вместе!

Где четвёртый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит в испуге Сёма
Постовому на мосту. -

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нём!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом -
И найдёте этот дом.

Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошёл с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы всё время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой, - обрадовался
Сёма, -
Значит, можно ехать
Дома?

Ну, тогда
В деревню летом
Мы поедем
В доме этом!

В гости
К маминым знакомым
Мы поедем
Вместе с домом.

В гости к нам
Придёт сосед:
- Ах! - А дома
Дома нет.

Я не выучу урока,
Я скажу учителям:
- Все учебники далёко -
Дом гуляет по полям!

Вместе с нами за дровами
Дом поедет прямо в лес.
Мы гулять - и дом за нами,
Мы домой - а дом... исчез.

Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Он вернётся, говорят.

Дом сказал перед уходом:
"Подождите перед входом!
Не бегите вслед за мной:
Я сегодня выходной".

Мы его напрасно ждём,
Грустно мокнем под дождём.

Нет, - решил сердито Сёма, -
Дом не должен бегать сам!
Человек - хозяин дома,
Всё вокруг послушно нам.

Захотим - и в море синем,
В синем небе поплывём!

Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!



()

Агния Барто стихи

ДОМ ПЕРЕЕХАЛ

Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой...

1938
читает Игорь Ильинский

Родилась 4 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей - "Китайчонок Ван Ли", "Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).

В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В 1940 - 1950 вышли новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям". В эти же годы работала над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".

В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

В 1969 вышла документальная книга "Найти человека", в 1976 -- книга "Записки детского поэта".

Умерла А. Барто в 1981 в Москве.