Сталинские высотки история и мифы. Легенды московских «высоток»…. Главное здание МГУ

Всем известно, что одной из самых главных достопримечательностей Москвы являются знаменитые сталинские высотки . Семь, на первый взгляд, совершенно одинаковых многоэтажных зданий остаются и на сегодняшний день весьма таинственными сооружениями в столице, ведь с ними связано бесконечное количество легенд и тайн.

Сталинские высотки заложили в один и тот же момент. Время по приказу Сталина было выведено по звездам. Так, 7 сентября 1947 года ровно в 13:00 был заложен фундамент знаменитых башен-пирамид в честь 800-летия столицы. Многие современные астрологи полагают, что эта точная дата была выбрана не случайно: якобы немец-астролог просчитал Сталину не только время строительства, но и точные места под застройку. За каждую башню отвечала своя планета, под покровительством которой зданию должен был сопутствовать успех в определенном ключе. Например, Венера связана со строением на Котельнической набережной, что, по мнению астрологов, обеспечивает ему «элитных» жильцов и престижный статус.

До сих пор не выяснена первостепенная причина, которая побудила «отца народов» застраивать разные концы столицы грандиозными высотными зданиями. Но известно, что изначально по проекту должны были появиться 8 строений, и Дворец Советов обещал стать величайшим из них. Высотой в 315 метров и стометровой статуей Ленина на возвышении, высотка должна была находиться на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Дворец строился с бешеной скоростью, но закончить строительство помешала сначала война, а затем финансовые затруднения. По поверью, при Николае I место, на котором стоит воссозданный Храм Христа Спасителя, было проклято и, следовательно, непригодно для застройки.

Сегодня многие исследователи придерживаются мнения, что Дворец Советов подразумевался Сталиным как усыпальница, именно поэтому вождь строго следил за процессом строительства и активно работал с архитекторами. Само здание должно было стать замыкающим и самым мощным звеном в цепи башен-высоток. С его помощью Сталин, если верить астрологам, должен был укрепить не только свою власть, но и могущество всей страны.

Историк и эзотерик М.И.Калюжный: «Разумеется, это не было личным изобретением Сталина. Пирамидальные сооружения строили довольно часто, но всегда они служили сакральными местами общения людей с миром богов и духов, были своеобразными магическими машинами исполнения желаний. Впрочем, сталинские пирамиды, если не считать их размеров, были для Москвы делом вполне привычным ».

МГУ

С главным зданием (ГЗ) всем известного МГУ на Воробьевых Горах связано наибольшее количество тайн и легенд. Даже точно неизвестно, сколько этажей имеет подвал здания. Некоторые полагают, что под фундаментом 36-этажного здания высотой в 236 метров скрывается целый город такого же размера. Ходят слухи, что под землей существовал (или еще существует?) тайный тоннель, который связывал здание университета и дачу Сталина. Также есть легенда, что под ГЗ проходила ветка секретного правительственного «Метро-2» от Кремля до Аэропорта «Внуково». Говорят, что показатели счетчика Гейгера здесь зашкаливают из-за того, что раньше здесь находился ядерный реактор, а само здание стоит на специальной подземной конструкции, без которой оно давно сползло бы в реку.

О главном здании МГУ существуют и мрачные поверья. Студенты, живущие здесь в общежитии, говорят, что слышат странные голоса, шорохи и посторонние шаги. По легенде считается, что они принадлежат погибшим при строительстве здания заключенным.

Различные паранормальные случаи в ГЗ неслучайны. Здание, по мнению астрологов, имеет самую сильную энергетику из всех башен-высоток.

Высотка на Котельнической набережной

Дом работников искусств на Котельнической набережной считается самой элитной сталинской высоткой как за то, что главным архитектором ее стал Сталин, а куратором стройки – Берия, так и благодаря своим известным жильцам.

Несмотря на таких благородных жителей, с этим зданием связаны не самые приятные легенды. Говорят, в стенах находится скелет: рабочие замуровали своего нелюбимого прораба, а стеклах в некоторых квартирах находятся послания от строителей, нацарапанные гвоздем.

Астрологи полагают, что высотка на Котельнической набережной (как и другие башни-пирамиды) имеет определенную энергетику. Из-за не построенного восьмого здания – Дворца Советов, эта энергетика не может проявиться в полной силе, и именно поэтому жильцы дома иногда слышат непонятные голоса, а в их квартирах часто происходят несчастные случаи.

МИД

Своя интересная мистическая история существует и у здания МИД. По проекту архитекторов, высотка должна была быть без шпиля. Сталин, увидев почти уже достроенный дом, был недоволен и приказал надстроить шпиль. Из камня соорудить его было невозможно: конструкция продавила бы само здание. Так, шпиль решили сделать из обычной жести.

Точно неизвестно, для чего вождь отдал такой приказ. Но на этот счет существует мистическая точка зрения: без шпиля здание уже не смогло бы считаться пирамидой и не обладало бы предполагаемой силой. Таким образом, план Сталина по усилению своей власти мог бы провалиться. Но, скептики не рассматривают эту версию. Возможно, Сталин просто не захотел придавать зданию сходство с американскими небоскребами.

Также существует мнение, что люди, которым предоставлялось жилье в высотках, были выбраны вождем не случайно, ведь изначально «Семь Сестер Сталина» не предназначались для проживания. Но башни все-таки заселили: учеными, знаменитыми актерами, военными и государственными деятелями, то есть людьми с очень сильной энергетикой. Кто знает, может, таким образом Сталин мог стать еще могущественнее.

Сложно однозначно ответить на вопрос, для чего строились эти мистические пирамидальные сооружения, но невозможно не признать, что они являлись символом светлого будущего. На сегодняшний день сталинские высотки представляются лицом российской столицы.

Давно отгремели звуки революционных взрывов, запечатлевших на страницах нашей истории рождение первого рабоче–крестьянского государства. Ударная волна советских преобразований раз и навсегда перевернула московскую жизнь. Обрушив стены православных храмов, Москва взметнула ввысь идеи новых вождей. В вихре грядущих перемен закружились литераторы и музыканты, художники и архитекторы. Последние ударно выплеснули на развороченные улицы столицы архитектурные шедевры нового формата. В нём не осталось места для затейливо прихотливых узоров и нежных лиц античных муз. На смену буржуазным формам спешили монументальные фигуры дебелых комсомолок и мускулистых красноармейцев, сжимавших в могучих руках серпы, молоты, автоматы и прочую символическую атрибутику пролетарских кругов. Расположились все эти элементы пролетарской символики на самых видных местах грандиозных сталинских высоток, возведенных по желанию И.В. Сталина в местах особой силы, дарованной взорванными православными храмами, кровавыми баррикадами первых, ещё при царе проходивших стачек, у дорог, ведущих на запад и восток, на сакральных столичных холмах, коим средневековый летописец отводил силу «Третьего Рима».

На увлекательной автобусной экскурсии по сталинским высоткам в Москве Вы узнаете множество интересных и захватывающих исторических фактов о строительстве этих величественных зданий, а именно:

  • кто спроектировал сталинские высотки, придав их внешнему виду столь грандиозное великолепие и непоколебимую мощь;
  • как сложились судьбы архитекторов, работавших над воплощением сталинских идей;
  • почему Л. Берия приказал украсить шпилем уже построенное здание МИДа;
  • кто участвовал в строительстве сталинских высоток, и чьи имена навсегда запечатлены на страницах российской истории;
  • где проживали знаменитые люди страны советов – Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие.
На автобусной экскурсии по московским сталинским высоткам Вы также получите ответы на следующие вопросы:
  • как КГБ осуществляло слежку за жителями дома, расположенного на Котельнической набережной;
  • что скрывают клумбы и фонтаны, расположенные рядом со сталинскими высотками;
  • где расположена система наблюдения за посольством США;
  • как устроены входы в Метро–2, и где они располагаются;
  • зачем в сталинских высотках устроены подземелья и морозильные камеры;
  • почему фонят счетчики Гейгера у МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • где замурована статуя И.В. Сталина, отлитая для пьедестала на башню МГУ.
Вместе с нашим профессиональным экскурсоводом попробуйте раскрыть все эти мистические тайны, развенчать мифы и узнать все секреты легендарных сталинских высоток!

Внимание! Автобусная экскурсия по сталинским высоткам ориентирована на публику старше 12 лет.

Источник фотографий: фотобанк «Лори»

Уважаемые экскурсанты!
Уведомляем Вас, что в период с 20 декабря 2018 г. по 13 января 2019 г. окончание автобусной экскурсии «Легенды и мифы сталинских высоток» будет осуществляться у станции метро Краснопресненская.


В последний день лета мы решили выбраться на одну из интереснейших и популярных экскурсий по сталинским высоткам. Это автобусная экскурсия, которая длится четыре часа, и за это время вы получаете колоссальный объем информации, который совсем не просто переварить. Но я все же попробую это сделать и рассказать об всем том, что мы увидели и услышали, потому что все это, на мой взгляд, действительно интересно и важно знать, особенно москвичам.

У меня лично была обрывочная информация о тех или иных высотках, поэтому теперь благодаря экскурсии мне удалось систематизировать представление по данному вопросу.

Сразу обращу ваше внимание, что всего высоток сейчас в Москве семь. Восьмая, которая должна была располагаться в Зарядье, неподалеку от Варварки, так и не была построена (об этом ниже).

Есть такая легенда или мнение (кому как удобно), что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным, дабы дух коммунизма вернулся однажды на землю. Так это или нет, но высотки изначально задумывались Сталиным как демонстрация всему миру силы и мощи советского государства и красоты Москвы, которую восстановили после войны буквально за несколько лет! Так, благодаря такому стремлению к некой показушности перед остальным миром, мы имеем в Москве довольно интересные с архитектурной точки зрения высотные здания, всегда считавшиеся элитными.

Наша экскурсия началась в погожий денек возле памятника Кириллу и Мефодию, что расположен в Ильинском сквере на Славянской площади. Мы погрузились в автобус и на пути к первой высотке немного проехали по центру.

Когда мы проезжали мимо Храма Христа Спасителя на Волхонке, экскурсовод поведал нам кое-что о его истории. Храм Христа Спасителя (архитектор К. Тон) был возведен как память в честь русских воинов, погибших во время войны с Наполеоном. И строили его долго: около 44 лет, собирая пожертвования на строительства всем миром по крупицам. Его первоначальное архитектурное исполнение отличается от нынешнего, которое уже считается новоделом.

Сталин хотел построить на месте храма Дворец Советов высотой 315 м, а сверху стояла бы еще 100-метровая вращающаяся статуя Ленина, как символ победы коммунизма. Строительство такого дворца выиграло проектное бюро под руководством Бориса Иофана. Все помнят, что он также проектировал Дом на набережной ?типи 5 декабря 1931 года приступили к сносу храма. Но сделать это оказалось непросто. Его взрывали 3 раза, и после первого раза он устоял, чем поверг в шок всех очевидцев этого события!..

То была стройка века... Для строительства Дворца Советов на заводах даже выплавляли специальную прочную сталь под названием СДС. Дворец должен был стать самым большим сооружением в мире, но его строительству помешала война.

фото из Википедии

После начала войны дворец разбирают для обороны Москвы. Впоследствии продолжить строительство не позволил бюджет, построить какое-то здание с инженерной точки зрения здесь также было непросто, т.к. на месте фундамента образовалась яма с водой. Поэтому приняли решение сделать на месте бывшего храма бассейн "Москва", куда, кстати, ходил еще мой отец. Кстати, станция метро Кропоткинская, которая смотрит прямо напротив Храма Христа Спасителя ранее называлась "Дворец Советов" (до 1957 года). Архитектор этой и еще многих других станций - Алексей Душкин. Храм восстановили всего за 4 года с 1994 по 1997, и, конечно, он отличается от своего первоначального варианта, причем не в лучшую сторону. Скажем, ранее не использовались бронзовые горельефы. Но даже это не главное. На мой взгляд, невозможно за 4 года построить что-то так, чтобы оно потом простояло века... 13 января 1947 года выходит постановление о строительстве высотных зданий к Москве. В 1947 году 7 сентября (в день 800-летия Москвы) в один день и в один час закладывается фундамент 8 высотных зданий Москвы, поэтому именно в этот день мы празднуем День города.

Первым высотным зданием на нашем пути стала Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной .

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова , Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.



Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки. В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!



176 м и 32 этажа. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.



Вторая высотка - это Дом на Красных воротах , 1951 года.

Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство путей и сообщений (или коротко МПС), архитектор уже знакомый нам Алексей Душкин (он же строил станцию метро Кропоткинская). Сооружение его было уникальным: перед архитектором стояла задача оставить выход из метро "Красные ворота" (или тогда еще "Лермонтовская"). Для этого заморозили котлован под фундамент, дом сделали с отклонением на 7 градусов, а когда котлован разморозили, дом дал усадку и ушел в противоположную сторону на те же 7 градусов, выровнявшись таким образом. Плита фундамента при этом не треснула. В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Фото из Википедии

Фрагмент дома, кто-то моет окна.

Третья высотка - гостиница "Ленинградская" (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).

Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад нашего города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической - 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты. Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Спустя некоторое время после той экскурсии мы специально приехали в гостиницу, чтобы посмотреть на ее роскошный интерьер.

Когда мы подходили к зданию, то не знали еще, сможем ли мы беспрепятственно пройти внутрь. Хоть это и архитектурный памятник, но собственность-то уже частная!


Каждого посетителя на входе встречает вот такая табличка. Трепет и предвкушение!

На входе в гостиницу бдительная охрана естественно поинтересовалась, куда это мы с фотоаппаратом наперевес?.. Мы мяукнули, чтобы хотим дескать посмотреть на уникальные интерьеры гостиницы, т.к. недавно были на экскурсии, и нам настоятельно рекомендовали заглянуть внутрь. Охранник (или метрдотель?) сказал, что, вообще-то, по гостинице проводятся специальные экскурсии, на которые нужно записываться заранее, а так, в частном порядке, далеко и надолго он нас пустить не может. Тогда мы попросили хотя бы осмотреть холл. Он благосклонно выделил нам для этого несколько минут.

Гид еще на экскурсии говорила нам, что в отеле есть примечательный портал, выполненный из уникальных пород мрамора. Судя по всему, это он и есть.

Еще она говорила про огромные люстры, которые спускаются сразу на несколько этажей и занесены в книгу рекордов Гиннесса. Полагаю, речь идет не о тех люстрах, что на фото.

В целом, интерьер не показался мне таким уж роскошным. Но насколько я понимаю, его роскошь была применительна именно к тому времени - к 50-ым годам, когда сюда приезжали первые гости (например, премированные колхозницы после выставки на ВДНХ спали не на кроватях, а на полу в номерах, т.к. просто боялись прикоснуться к этой небывалой роскоши) и удивлялись этому богатству!

Шикарный потолок, отдающим дворцовым налетом.

Кованые двери. На заднем плане монументальный вход.

Скульптуры, характерные для каких-нибудь средневековых замков.



Согласитесь, какая-то "замковость" в этом чувствуется. Монументальность интерьера, обилие гранита, теплые, приглушенные коричневые тона, много золота в отделке...

Ресепшен на первом этаже. Наверное, более основательное впечатление можно сформировать после более детального осмотра, посетив все "достопримечательности" этой гостиницы, заглянув в номера. Поэтому рекомендую взять туда отдельную экскурсию. Я думаю, что и сама гостиница организует нечто подобное, так что лучше посмотреть на их сайте.

Четвертая высотка - Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник. Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что на первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.




Фото из Википедии

Пятая высотка - здание МИДа на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 - 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом.

Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Интересно, что первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчеты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружен из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина". Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Шестая высотка - гостиница "Украина" , расположенная по адресу Кутузовский пр., 2/1.

Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания - это гостиница, боковые флигели - жилые, там расположены квартиры. 28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.



На макет (или по-другому, диораму) мы пришли посмотреть также отдельно спустя некоторое время.

Потолок вестибюля.

Вестибюль. В гостиницу можно пройти без проблем, если вы скажете, что хотите посмотреть диораму.

Роскошная отделка, глянцевые гранитные полы, много ковров и золота.

Диорама находится прямо от выхода.

Диорама представляет собой макет Москвы 1977 года, который подсвечивается, и можно бесплатно прослушать небольшой рассказ, надев при этом наушники, о тех или иных экспонатах диорамы, об истории ее создания, о многочисленных наградах международных выставок. Очень рекомендую!

Во время рассказа о той или ином объекте, он подсвечивается для удобства его идентификации на макете.

Макет, конечно, уникальный. Все выполнено очень ювелирно, максимально правдоподобно.

Ощущение, что ты рассматриваешь реальную Москву сверху.

Макет имеет ширину 16 м, высоту 6 м и глубину 9,5 м. Диорама отображает Москву, а точнее ее исторический центр, в масштабе 1:75.

Диорама была выполнена по заказу МИДа специально для Национальной выставки 1977 года в Америке и уже тогда вызвала вокруг себя большой ажиотаж.

Не поленитесь и обязательно сходите в гостиницу, чтобы посмотреть на этот уникальный макет.

Соборы Кремля и колокольня Ивана Великого.



Общий вид диорамы.



Некоторые детали интерьера.

Очень красиво и в меру пафосно.



Ну и, наконец, седьмая высотка в Москве - это здание МГУ (Московского государственного университета) на Воробьёвых горах. Когда-то это было самое высокое здание в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма - 36. Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.). Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т.д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ - один из важнейших вузов страны и наша с мужем несбывшаяся мечта.

А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым , из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но мэр обещает все закончить к 2017 году. Поживем - увидим! ;)

Москва, 13 марта. Сегодня в доме на Котельнической набережной или на Кудринской площади может поселиться любой человек - были бы деньги. Квартиры в сталинских высотках продаются и сдаются в аренду. А полвека назад получить жилплощадь в таком доме можно было только за выдающиеся заслуги перед отечеством без права продажи и обмена.

Всего в Москве семь сталинских высоток: здание МИД, здание у Красных ворот, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», дом на Котельнической, дом на Кудринской площади и главный корпус МГУ.

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий.

Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день - 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.

Есть такая легенда или мнение, что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным.

Вот что писал журнал «Огонек»: «В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», - и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».

Вроде бы семь высоток похожи друг на друга, но на самом деле каждая из них индивидуальна и у каждой есть своя история. Более того, изначально их должно было быть не семь, а девять.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ (НЕПОСТРОЕННЫЙ)

В основу сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. А на его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать самым высоким в мире - 420 метров. Идея сооружения в Москве Дворца Советов возникла в 1922 году на 1 съезде Советов. Эта идея не покидала Сталина до конца его жизни.

Венчать Дворец Советов должна была огромная статуя Ленина, прототипом которой послужила Статуя Свободы в Нью-Йорке. Однако во время войны стройку пришлось приостановить. Проект был заморожен. В итоге при Хрущеве на сохранившемся фундаменте Дворца Советов появился огромный открытый бассейн «Москва», который работал круглый год. Бассейн действовал с 1960 по 1994 годы. А в начале 90-х было решено воссоздать взорванный храм, который был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Храм Христа Спасителя стоит на этом месте и по сей день.

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ

МГУ находится недалеко от станции метро «Университет». Добраться от него можно пешком или проехав две остановки на автобусе до остановки «Дом культуры МГУ». Главное здание МГУ - самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем составляет 240 метров. В главном здании находятся геологический, географический и механико-математически факультеты, ректорат, секретариат Ученого совета, Музей землеведния, множество научных и общественных организаций МГУ, Дом быта, ОВД МГУ, магазины, бассейн, общежития студентов и аспирантов, квартиры профессоров и ректора.

Издалека кажется, будто шпиль, венчающая его звезда и колосья позолочены. На самом деле, это не так. От ветра и дождей позолота быстро пришла бы в негодность. Они облицованы пластинами из желтого стекла, внутренняя их сторона покрыта алюминием.

До постройки в 1990 году небоскреба «Мессетурм» во Франкфурте-на-Майне (256 метров) Главное здание МГУ было самым высоким зданием в Европе.

Часы на одной из боковых башен Главного здания - самые большие в Москве. У циферблата диаметр 9 метров. Минутная стрелка длиной 4,1 метра - вдвое длиннее, чем у кремлевских курантов.

Говорят, что бункер под главным зданием МГУ размером и этажностью сопоставим с самим зданием и там разместился целый подземный город.

Среди выпускников, а также обучавшихся в вузе много известных фамилий: нобелевские лауреаты Горбачев и Сахаров, поэты Бальмонт и Лермонтов, дизайнер Артемий Лебедев и певица Земфира. Всего выпускники МГУ получили 11 нобелевских и 6 Филдсовских премий.

Корпус МГУ на Воробьевых горах окутан множеством тайн и легенд. Вот, к примеру, никто достоверно не знает, сколько этажей имеет подвал. Согласно официальным сведениям - три. Говорят, что бункер под главным зданием размером и этажностью сопоставим с самим зданием и там разместился целый подземный город. Под КПП зоны «Б» проходила одна из тайных веток метрополитена - от Кремля до аэропорта Внуково.

Главное здание МГУ - самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. И, пожалуй, самое легендарное. Одна из наиболее распространенных историй - о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить.

Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3−им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку. При этом добавляют, что зона была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

Здание также окутано несколькими фантастическими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания «фонит» из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора. Конечно, все это красивая легенда.

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

ЖИЛОЙ ДОМ НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Дом построен вблизи слияния двух рек - Москвы и Яузы. Строился он в два этапа. Вернее, сначала было построено девятиэтажное здание на Котельнической набережной, как самостоятельное, а позднее его использовали как правое крыло высотки. Правое крыло было построено еще до войны, в период с 1938 по 1940 годы, а второй этап, строительство непосредственно самой высотки - с 1948 по 1952 годы. Высота центрального корпуса составляет 176 метров, это 32 этажа.

Возводили высотку рабочие, многие из которых были заключенными. Говорят, что в некоторых квартирах, в том числе, в квартире Василия Аксенова, на стенах гвоздем было нацарапано «строили зэки». В дальнейшем к зэкам присоединились военнопленные немцы. Ходит легенда, что в стенах высотки рабочие замуровали нелюбимого прораба, а бригадиры якобы не поднимались выше пятого этажа, боялись быть сброшенными.

Квартиры в высотке на Котельнической набережной сдавались под ключ. Кухня была укомплектована белоснежной мебелью, везде - дорогой паркет, потолочная лепнина, хрустальные люстры, бронзовые светильники. В санузле - «сталинский» кафель и импортная сантехника. В доме находились кинотеатр «Иллюзион», магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия и шахматная школа, филиал гостиницы «Варшава». Кстати, кинотеатр «иллюзион» работает и по сей день. Там показывают редкие кадры из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику.

В этом же здании находилось и легендарное ателье по пошиву и ремонту форменной и гражданской одежды. Здесь шили форму Жукову, Коневу, Буденному, Малиновскому. А в 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в квартире балерины. В этой высотке также жил народный артист РСФСР и СССР Никита Владимирович Богословский, автор песен «Темная ночь», «Шаланды полные кефали…», «Любимый город» и др.

Кроме того, здесь жили кинозвезды Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, дрессовщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатели Василий Аксенов и Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов и актер Александр Ширвиндт. Жил в этом доме и сам архитектор высотки Дмитрий Чечулин.

Здание высотой 176 метров насчитывает 32 этажа. В нем около пятисот квартир. В советское время их предоставляли известным ученым и артистам, а также номенклатурным работникам.

По некоторым данным, место для этого здания выбрал лично Лаврентий Берия, который курировал строительство всех высоток по линии органов госбезопасности. В доме на Котельнической набережной есть также магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион».

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.

Список первых жильцов составлял сам Иосиф Сталин. И когда кто-то из великих умирал, родственники шли в ЦК КПСС: там долго решался вопрос о том, имеет ли умерший право на мемориальную доску, которая висела бы на стене здания… В этом доме отмечали свою свадьбу Владимир Высоцкий и Марина Влади, здесь жили Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко. Сейчас живут Александр Ширвиндт, Вилли Токарев и Дмитрий Нагиев.

ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ»

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро «Красные ворота». Гостиница «Ленинградская» находится на Каланчевской улице, вблизи трех вокзалов - Ярославского, Казанского и Ленинградского. Про гостиницу «Ленинградская» говорят, что это самая маленькая высотка с самым роскошным интерьером. Строительство гостиницы велось в период с 1949 по 1953 годы.

Авторами проекта были Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий. Высотка была возведена в 1952 году. В вестибюле находится люстра, освещающая семь этажей. Здание стоит прямо на русле подземной реки. Поэтому в грунт были вбиты 1200 огромных свай, а для устройства фундамента уложено 14 тысяч кубометров армированного бетона. С 2008 года гостиница имеет название «Хилтон Москва Ленинградская». Стоит отметить, что несмотря на проведенный капитальный ремонт во всем здании, здесь сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая - 136 метров. Здание было названо по расположенному поблизости Ленинградскому вокзалу. Несколько лет назад гостиницу приобрела сеть Hilton (Hilton Moscow Leningradskaya).

Стоит отметить, что при строительстве высоток было применено немало новых технологий. Так, в облицовке стен были использованы керамические плиты. На тот момент это был наилучший материал. Он не только полностью удовлетворял архитектурно-художественным требованиям, но и значительно облегчал эксплуатацию здания. Керамика допускает промывку фасада водой и паром, не требуя длительного ремонта.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай — на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Министерство иностранных дел России находится недалеко от станции метро «Смоленская» на Смоленско-Сенной площади. МИД был построен в 1953 году, еще при жизни Сталина. Это самая первая из семи высоток. Она имеет 27 этажей, а ее высота составляет 172 метра. Изображение железобетонного герба СССР на главном фасаде здания смотрится строго и монументально.

Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.

Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Высота 172 метра, 27 этажей. По первоначальному проекту, здание МИДа не имело шпиля. Но когда проект принесли на утверждение Сталину, он лично дорисовал его. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Первоначально было заметно, что он отличался по цвету от остальной высотки. Говорят, что во времена «оттепели» Хрущеву предложили убрать шпиль, но будто бы генсек со словами «Пусть это будет памятником глупости Сталина» велел отставить его. Шпили стали характерной чертой всех семи московских высоток.

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

ГОСТИНИЦА «УКРАИНА»

Гостиница «Украина» расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Строилась она в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться - «Гостиничное здание в Драгомилове». Она была возведена советским архитектором Аркадием Мордвиновым в 1957 году, уже при Хрущеве. Первоначально там и задумывалось открыть гостиницу. Вот только название для нее Хрущев выбрал другое: Украина - его историческая родина. Сейчас в боковых корпусах высотки находятся частные квартиры. А центральное здание занимает гостиница.

Высота гостиницы составляет 206 метров. В высотке 34 этажа. Интересно, что в отеле на первом этаже размещен макет Москвы 1977 года. Он был выполнен для Национальной выставки в Америке по заказу Министерства иностранных дел. Диорама представляет исторический центр столицы практически досконально. С 2005 по 2010 годы в гостинице проходил серьезный ремонт, после чего новые владельцы здания переименовали гостиницу «Украину» в «Radisson Royal Hotel». Стоит отметить, что на данный момент гостиница является одной из крупнейших в Европе и насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-метровый бассейн.

После Главного здания МГУ это вторая по высоте сталинская высотка - 206 метров. Гостиница строилась в 1953−1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. При Сталине проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове». Старая гостиница «Украина» открывала начало Кутузовского проспекта.

В свое время это был самый крупный гостиничный комплекс в Европе. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

ВЫСОТКА НА КУДРИНСКОЙ ПЛОЩАДИ

Сталинские высотки увековечены в нескольких любимых россиянами фильмах. В том числе, в фильме «Москва слезам не верит». Интересно, что героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой из фильма Владимира Меньшова, заселяясь в квартиру уехавшего на отдых родственника, открывают дверь подъезда высотки на Кудринской площади, а заходят в холл высотки на Котельнической набережной. Здание строилось с 1948 по 1954 года.

В доме 24 этажа, 18 из которых жилые. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов» из-за того, что в этом доме квартиры предоставляли работникам авиационной промышленности. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов. На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. Сегодня помимо квартир в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище.

Высота 156 метров. В здании 24 этажа, в том числе и жилые этажи. Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем (а всего их 450) предоставляли работникам авиационной отрасли. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.

Ходят непроверенные легенды, что на верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. В прессе встречается байка, будто бы в здании есть секретные коридоры, с помощью которых чекисты могли прослушивать разговоры жильцов.

Старожилы высотного здания на Кудринской площади рассказывают такую легенду. Однажды Сталин, проезжая мимо одной из строящихся высоток (какой именно - история умалчивает), пробормотал себе под нос нечто вроде «шпил». Что именно имел в виду отец народов, сказать трудно, но слово было подхвачено «окружением», и именно поэтому шпили венчают все семь московских высоток.

Еще в доме на Кудринской поговаривают, будто бы некоторые блоки, из которых он построен, - радиоактивны, ну и, разумеется, вспоминают о том, что дом стоит, как и многие грандиозные постройки того времени, на крови и костях строивших его заключенных.

Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.

ЗДАНИЕ НА ПЛОЩАДИ КРАСНЫХ ВОРОТ

Сталинская высотка на площади Красных ворот совмещает в себе жилые и административные помещения. Дом строился в 1949-1953 годах. 24-этажное здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская. Поэтому, несмотря на маленькие размеры в сравнении с другими зданиями, эта высотка выглядит довольно внушительно и не уступает остальным. Архитекторами проекта стали Алексей Душкин и Борис Мезенцев.

Строительство здания было достаточно сложным. Проект здания включал в себя не только строительство самого дома, но и встроенные выход из станции метро в левом крыле здания. В отличие от других жилых высоток, в этом доме квартиры не такие большие. Все было довольно скромно. Жили в этом доме сотрудники Министерства путей сообщения и других ведомств, а также заслуженные учителя и врачи. Напротив дома, в сквере стоит тот самый памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, про который герой Савелия Крамарова Косой говорил: «Там еще памятник был… Мужик какой-то… В пиджаке… Во деревня! Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!». В жилом доме, который находился на месте сталинской высотки, и родился Михаил Лермонтов.

Кстати, площадь Красных ворот названа в честь Триумфальной арки, построенной в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. Ее неоднократно обновляли, она горела, потом ее снова ставили. А в 1753 году была построена каменная арка - точная копия той, что стояла при Екатерине I. Эта арка и была красного цвета. Отсюда и название - Красные ворота. В 1927 году при расширении Садового кольца Красные ворота снесли, а на его месте позже был построен вход на станцию метро «Красные ворота». У этой высотки, также, как у и МИДа, в проекте не было шпиля. Говорят, что он был добавлен по указу Сталина.

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ В ЗАРЯДЬЕ (НЕПОСТРОЕННОЕ)

Административное задние в Зарядье было последней из сталинских высоток, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Однако после смерти Сталина его так и не достроили. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты. Однако впоследствии его разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. На этом месте хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате построили гостиницу «Россия», которая считалась одной из крупнейших в мире. Она даже была внесена в «Книгу рекордов Гиннесса». Однако в 2004 году власти столицы решили снести гостиницу.

http://mir24.tv/news/smiruponitke/12215615

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.