Общая характеристика федерального фонда медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Перспективы развития здравоохранения
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) (учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ».)
Источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.
Основные задачи:
· обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
· обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
Основные функции:
· выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
· финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
· разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
· финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС;
· контроль над рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог . Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
13 вопрос: Финансовое планирование
Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.
Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.
Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.
Методы финансового планирования
- Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
- Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;
- Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.
Обычно при обобщённом финансовом прогнозировании в рыночной экономике учитываются.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 № 1499-1 (в ред. от 29.05.2002 № 57-ФЗ) созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой базой функционирования указанных фондов являются Устав федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 № 857 и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением ВС РФ от 24.02.93 № 4543-1 (в ред. от 24.03.2001 № 33-ФЗ).
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.
Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебнопрофилактические учреждения, научноисследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право:
свободна выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; у
предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховая медицинская организация обязана:
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.
Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право :
Свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
Устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
Принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
Предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования". Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
- финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан РФ"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
- аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;
- финансирование целевых программ.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
- Выплату з.платы; начисления на з.плату и прочие выплаты работникам мед.организаций, работающим в системе ОМС
- На приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, личного инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
- На оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в мед.организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в мед.организации).
- На оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества
- На арендную плату за пользованном имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников мед.страхования, установленного законодательством РФ
- Прочие расходы
- Приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу
Еще по теме 43. Характеристика фонда медицинского страхования:
- 2.2. Характеристика государственных,муниципальных финансов и страхования
С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно призвано обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.
Обязательное медицинское страхование в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые платежи работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также платежи, осуществляемые гражданами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.
Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают: 1) застрахованные граждане (работающие и неработающие); 2) страхователи (работодатели, индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения), исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы; 3) страховщик (федеральный фонд ОМС). Участниками ОМС являются: территориальные фонды ОМС (ТФОМС); страховые медицинские организации (СМО); медицинские организации (МО). Страховая медицинская организация признается таковой, если она: 1) имеет специальную лицензию, дающую ей право осуществлять деятельность в сфере ОМС; 2) заключила соответствующие договоры в сфере ОМС; 3) включена в реестр СМО. Страховая медицинская организация может осуществлять отдельные полномочия страховщика, которые предусмотрены законодательством.
Медицинские организации (организации любой организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой) допускаются к сфере ОМС при соблюдении ими двух главных условий: 1) наличие права на осуществление медицинской деятельности; 2) включение в реестр МО, осуществляющих деятельность в данном страховании.
Цель договора ОМС заключается в организации и финансировании предоставления застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
Таким образом, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи и финансировать профилактические мероприятия.
В последние годы ПФР также финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости 1 . Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы на оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы - фонды ОМС. Финансовые средства таких фондов формируются за счет страховых платежей, которые с 1 января 2001 г. поступали от страхователей в составе ЕСН. Исчисление, уплата (перечисление) страховых взносов и их тарифы с 1 января 2010 г. регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- Он утратил силу с 1 января 2011 г. в связи с принятием Федерального законаот 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании».