III. Изменение учетной политики. Практические аспекты отдельных изменений учетной политики Изменение учетной политики производиться случаях

Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации;

изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие - обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия - учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 10 ПБУ 1/2008, а именно: «Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенное изменение условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации»

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации. Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", установившей новые правила определения налоговой базы по этому налогу.

Ежегодно утверждать новую учетную политику не требуется - она применяется последовательно из года в год. Однако при обновлении норм законодательства, а также при корректировке применяемых методов учета в документ необходимо внести поправки. Рассмотрим, на что обратить внимание…

Состав документа

В конце календарного года бухгалтеру строительной организации предстоит определиться с учетной политикой на следующий год. Как правило, она состоит из двух самостоятельных разделов - для бухгалтерского и для налогового учета. Каждый из разделов имеет свой источник нормативного регулирования - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Налоговый кодекс РФ соответственно. Но, по мнению автора, бухгалтерский раздел является более ответственным. Его желательно составить так, чтобы налоговую базу по налогу на прибыль можно было формировать на основе данных регистров бухгалтерского учета, как это установлено в пункте 1статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, именно бухгалтерская часть учетной политики содержит решения, относящиеся к формам первичных учетных документов, которые применяются и для бухгалтерского, и для налогового учета (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Оформление

Как уже отмечалось, применяется последовательно из года в год, поэтому каждый год утверждать ее заново не требуется. В нее лишь вносят поправки в связи с изменениями тех норм законодательства, которые предполагают выбор одного из нескольких возможных учетных решений, а также при пересмотре отдельных ранее принятых решений.

Если же организация утвердит документ с наименованием «Учетная политика на 2015 год», то в дальнейшем даже при отсутствии изменений она будет вынуждена его ежегодно переутверждать или пролонгировать. А это лишняя работа.

Изменение учетной политики утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя компании (п. 11 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Какой датой должен быть издан такой приказ?

На этот счет для бухгалтерского раздела учетной политики специальных предписаний не имеется.

Зато в целях налогообложения прибыли статья 313 Налогового кодекса РФ устанавливает: решение о внесении изменений в учетную политику принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Из пункта 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ следует, что положения учетной политики, определяющие порядок исчисления НДС, надлежит утвердить до наступления нового года.

Избыточные элементы

При составлении учетной политики (или внесении в нее изменений) учтите: не всякое действие необходимо строго регламентировать. Иногда это может затруднить дальнейшую работу. Например, Минфин России в письме от 2 октября 2013 г. № 03-07-09/40889 дает такое разъяснение. Поскольку порядок подтверждения даты получения счетов-фактур Налоговым кодексом РФ не установлен, его нужно самостоятельно определить в учетной политике. Между тем следовать этому предписанию вовсе не обязательно. Если специальный порядок в учетной политике не зафиксирован, то вправе применять любые доказательства даты получения. В частности, не запрещена доставка счета-фактуры курьером. А необоснованно ограничивающий элемент в учетной политике лучше не прописывать.

Кстати, напоминаем, что с 1 января 2015 года журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо вести только в отношении определенных операций (в основном носящих посреднический характер).

Застройщиков от обязанности ведения журнала с нового года не освободили (п. 3.1 ст. 169Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ). Зато подрядчикам строительства журналы больше не понадобятся.

Вывод: учетную политику целесообразно «почистить», исключив лишнюю или устаревшую информацию.

Но может и, наоборот, возникнуть необходимость внесения в нее дополнений (например, в случае введения нового направления деятельности). (Об оформлении дополнений рассказано в статье «Внесение дополнений в учетную политику», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2011).

Упрощенный порядок ведения бухучета

Проверьте, вправе ли организация в 2015 году применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Компании, которые могут на это рассчитывать, перечислены в пункте 4 статьи 6 закона № 402-ФЗ. Среди них - субъекты малого предпринимательства. Обратите внимание: их статус изменяется только в случае, если значения соответствующих количественных критериев выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих друг за другом (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Значит, придется проконтролировать показатели выручки и численности за 2013 и 2014 годы.

Между тем ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н) могут не применять лишь такие субъекты малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Как видим, подзаконный акт сужает круг субъектов, которым закон предоставил право на льготу. Правомерно ли такое ограничение?

Да, правомерно. Дело в том, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливают федеральные стандарты, а до их принятия - ПБУ (подп. 10 п. 3 ст. 21, п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).

Что поправить в бухгалтерском разделе

На протяжении 2014 года в нормативном регулировании бухучета изменений не было. Поэтому в бухгалтерский раздел учетной политики на 2015 год вносятся лишь такие новые способы, разработанные самостоятельно либо выбранные из допустимых, применение которых приводит к повышению качества информации об объектах учета (подп. 2 п. 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

В условиях ухудшения экономической ситуации целесообразно предусмотреть формирование резервного фонда. Правда, это решение, согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, определяется не учетной политикой, а уставом компании. Бухгалтер может лишь внести и обосновать предложение о внесении в устав соответствующего изменения.

Наконец, регламентировать все нюансы работы бухгалтера невозможно. Поэтому учетную политику рекомендуем дополнить фразой: «Профессиональные суждения о фактах хозяйственной деятельности оформляются справкой бухгалтера с развернутым их обоснованием». Это потребуется, в частности, для оценки размера оценочного обязательства у подрядчика по гарантийному ремонту на объектах строительства (пример 3 приложения 2 к ПБУ 8/2010, утвержденному приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н).

Кстати, при изменении форм «первички» вносить изменение в учетную политику необязательно. Если первичный документ подписал (утвердил) руководитель, то тем самым он подтвердил и применяемую форму. Правда, лишь на конкретную операцию, в ней задокументированную.

Влияние на бухгалтерскую отчетность

Если компания является малым предприятием, то по умолчанию ей надлежит составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, предусмотренным в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Но в учетной политике может быть закреплено решение руководителя о применении общеустановленных форм (в 2015 году при составлении отчетности за 2014 год).

Если в бухгалтерскую учетную политику внесены изменения, то их последствия надлежит ретроспективно отразить в отчетности. От этой обязанности освобождены лишь малые предприятия, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 15, п. 15.1 ПБУ 1/2008). (Подробнее об этом рассказано в статье «Учетная политика. Новое ПБУ», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2009).

Изменения учетной политики нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

От составления пояснений малые предприятия не освобождены. А требования к содержанию пояснений установлены в пунктах 21, 22 ПБУ 1/2008. В частности, необходимо привести информацию о причинах изменений.

Новации по налогу на прибыль

В налоговом учете следует учесть два нововведения, позволяющие сблизить с бухгалтерским.

Прежде всего налогоплательщики получили возможность списывать на расходы стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты постепенно - на протяжении более одного отчетного периода (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81ФЗ). Речь о предметах, стоимостью менее 40 тыс. руб. Эта норма повысит текущие платежи в бюджет по налогу на прибыль.

И второе. С 1 января 2015 года при списании сырья, материалов и товаров не подлежит применению метод оценки по стоимости последних по времени приобретения - ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ). В бухгалтерском учете такой метод давно уже не применяется. (Подробнее об этом рассказано в статье «Метод ЛИФО отменен. Последствия», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2008).

В условиях быстрого подорожания материалов он позволял строительным компаниям принимать материальные расходы в повышенном размере (до 1 января 2008 года). Теперь (с 1 января 2015 года) такой возможности у организации не будет и в налоговом учете.

Нередко в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта возникают ситуации, когда необходимо в силу разных причин изменить существующий порядок учета. Что это за ситуации, признаются ли они изменением учетной политики и по каким правилам вносятся изменения в учетную политику, рассмотрим на нескольких примерах из практики.

Общество планирует внести следующие изменения в учетную политику:

    в первоначальную стоимость основного средства (ОС) включается сумма оценочного обязательства на демонтаж и утилизацию ОС и восстановление окружающей среды, которая ранее не включалась (ситуация 1);

    расходы на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС, ранее списывавшиеся единовременно, теперь учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» , если в отношении них одновременно выполняются условия признания указанных расходов (ситуация 2).

Рассмотрим, как в приведенных примерах необходимо оценить последствия изменений с точки зрения их отражения в финансовой отчетности.

Первоначально проанализируем правомерность квалификации данных изменений в качестве изменений учетной политики.

Ситуация 1. Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлен ПБУ 8/2010 : отражение в учете и отчетности оценочных обязательств должно производиться в момент возникновения соответствующих обязанностей исходя из требований законодательства и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров.

Общество имеет обязательства произвести по завершении строительных работ демонтаж оборудования, его утилизацию, а также осуществить за свой счет мероприятия по восстановлению окружающей среды, в том числе по уже построенным объектам. Однако указанные обязательства в бухгалтерском учете и отчетности не отражались.

Согласно п. 8 ПБУ 8/2010 при признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства может относиться на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включаться в стоимость актива. В данном случае общество должно включать сумму оценочного обязательства в первоначальную стоимость ОС.

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, обусловленное неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, признается ошибкой согласно ПБУ 22/2010 . Следовательно, в данной ситуации речь идет не об изменении учетной политики, а об исправлении ошибки .

Порядок исправления ошибок установлен ПБУ 22/2010. Для определения порядка отражения исправлений в бухгалтерском учете и отчетности ключевое значение имеет существенность ошибки и период ее обнаружения.

Ситуация 2. Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В рассматриваемой ситуации речь идет о новом способе отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС. Указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете обособленно (на счете ) и раскрываются в бухгалтерском балансе в составе раздела «Внеоборотные активы».

В соответствии с ПБУ 1/2008 в данной ситуации последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно

Таким образом, изменение способа бухгалтерского учета расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств является изменением учетной политики .

Теперь рассмотрим, как в приведенных примерах применяется изменение учетной политики к существующим объектам учета, в частности повлечет ли оно за собой изменение их первоначальной стоимости. А также покажем, как в приведенных примерах отражается в бухгалтерском учете и отчетности изменений учетной политики.

Ситуация 1. Как уже отмечалось, порядок исправления ошибок установлен ПБУ 22/2010. Для определения порядка отражения исправлений в бухгалтерском учете и отчетности ключевое значение имеет существенность ошибки и период ее обнаружения.

Согласно п. 14 ПБУ 22/2010 несущественная ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

ПБУ 22/2010 не предусматривает относительно несущественных ошибок ни применения ретроспективного подхода к раскрытию последствий их исправления, ни раскрытия дополнительной информации о последствиях их исправления в бухгалтерской отчетности.

Ошибка отчетного года (например, 2015-го), выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена (п. 5 ПБУ 22/2010).

В рассматриваемой ситуации формирование оценочного обязательства, возникшего до 2015 г., является ошибкой, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за соответствующие годы, и в случае ее квалификации как существенной исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010).

При этом должен быть осуществлен пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

Таким образом, исправление несущественной ошибки за предыдущие годы, а также исправление ошибки текущего года производится в бухгалтерском учете в текущем периоде путем: 1) формирования оценочного обязательства; 2) увеличения первоначальной стоимости объектов ОС; 3) начисления амортизации исходя из новой первоначальной стоимости объектов ОС и отражения дисконтирования (в составе расходов текущего периода). В бухгалтерской отчетности изменение сравнительных показателей не производится, исправление отражается по состоянию на отчетную дату.

Исправление существенной ошибки предшествующего отчетного года , выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, производится в бухгалтерском учете в текущем периоде путем: 1) формирования оценочного обязательства; 2) увеличения первоначальной стоимости объектов ОС; 3) начисления амортизации исходя из новой первоначальной стоимости объектов ОС и отражения дисконтирования в корреспонденции со счетом «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В бухгалтерской отчетности производится ретроспективный пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности путем исправления показателей бухгалтерской отчетности по статьям «Внеоборотные активы», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», «Оценочные обязательства».

Кроме того, соответствующие изменения также надо отразить в отчете о финансовых результатах, отчете о движении капитала, а также в иных приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Ситуация 2. Согласно п. 13 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года.

Таким образом, накопление и списание возникающих с начала отчетного года расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС должны отражаться в бухгалтерском учете в соответствии с вновь утвержденной методикой.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств и срока полезного использования в данной ситуации не производится .

Как было указано ранее, в данной ситуации последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно , за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Для оценки в денежном выражении последствий ретроспективного изменения учетной политики в части отражения расходов на капитальный ремонт, техническое обслуживание ОС может быть использован следующий алгоритм:

1) определяются периоды, отражаемые в бухгалтерской отчетности по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2015 г.). Такими периодами являются 2013, 2014, 2015 гг.;

2) на основании информации о сроках и периодичности проведения ремонтных работ (например, графика планово-предупредительных ремонтов) определяется перечень объектов, по которым сумма фактических расходов на последний проведенный ремонт была бы не списана по состоянию на 31 декабря 2013 г. с учетом использования новой методики учета;

3) определяется сумма фактических затрат, понесенных на капитальный ремонт, техническое обслуживание каждого из определенных объектов ОС;

4) определяется сумма расходов на ремонт, которая не была бы списана с учетом использования новой методики на каждую дату, отражаемую в бухгалтерской отчетности.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей отчетности, раскрываемых за каждый представленный в ней период, как если бы новая применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Таким образом, в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря 2015 г. необходимо скорректировать (увеличить) показатели по строке «Внеоборотные активы» и «Нераспределенная прибыль» по состоянию на 31 декабря 2013 г. и на 31 декабря 2014 г. При этом корректировка (увеличение) показателей должна соответствовать сумме остатка несписанных расходов.

Кроме того, соответствующие изменения также надо отразить в отчете о финансовых результатах и отчете о движении капитала, а также в иных приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010, утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н.

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Каждая организация обязана вести учетную политику бухгалтерского и налогового учетов, чтобы контролирующие органы и другие заинтересованные лица могли получить достоверную информацию о ее финансовом состоянии. В соответствии со статьей 8 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 принятый документ последовательно пролонгируется из года в год. При этом для любого предприятия разрешено – по внутренним причинам либо при внесении поправок в законодательные нормы.

Причины изменения УП

В соответствие с ПБУ 1/2008 (п.10) внесение поправок в бухгалтерскую и/или налоговую учетную политику фирмы допускается в трех случаях:

  • организация разработала новый способ ведения бухучета, например, начисления амортизации, применение которого повышает качество отражения информации;
  • условия хозяйствования предприятия существенно изменились вследствие реорганизации, нового профиля деятельности, смены собственника и т.п.;
  • законодательство по бухгалтерскому учету или налогообложению было дополнено поправками, появился новый нормативный акт.

Внесение изменений в учетную политику по другим причинам недопустимо. При этом на дополнение УП ограничений нет, так как изменения и дополнения – вещи принципиально разные. При изменениях нужно делать ретроспективный пересчет, чтобы отобразить в обязательной бухгалтерской отчетности данные прошлых лет и входящие учетные остатки. Дополнения вносятся при появлении нового вида деятельности и не требуют пересчета, так как применяются для корректного отражения текущей учетной информации. Например, торговое предприятие помимо розничных продаж решает торговать оптом – УП нужно дополнить способами, с помощью которых планируется отражать оптовые операции.

Когда можно делать изменение учетной политики

Изменения для бухгалтерской УП можно разработать и утвердить соответствующим приказом в любое время. Но применять их можно только с наступлением следующего отчетного года, например, приказ на изменения от 1 апреля 2018 года фактически вступит в силу 1 января 2019 года. При внутренней корректировке налоговой УП сроки аналогичны.

Если внесение изменений в учетную политику связано с законодательными поправками, то новая редакция бухгалтерской или налоговой УП применяется с момента вступления в силу нормативного акта (ПБУ 1/2008 п.12).

Правила изменения учетной политики организации

Любые изменения УП нужно не только утвердить приказом руководителя фирмы, но и обязательно обосновать. Дополнительно утверждать поправки в налоговой инспекции не требуется. Форма и структура внутреннего распоряжения произвольны, но документ должен полномерно раскрывать изменения. Разъяснениям подлежит:



  • причина и содержание поправок в учетной политике;
  • порядок отражения последствий изменения в отчетности;
  • суммы корректировок по всем статьям бухучета за отчетный период;
  • сумма корректировок за предшествующие периоды (по возможности).

Также в приказе следует отразить, какие пункты/положения изменены в действующей учетной политике, создать приложение с текстом измененного или нового пункта. Дату применения корректировок, внесенных по воле компании, нужно указывать как 1 января следующего года. Если причина изменений – законодательство, дата будет совпадать с днем вступления в силу нормативного акта.

Порядок применения изменений (кроме тех, что связаны с законодательством) ретроспективен. То есть в бухгалтерской отчетности нужно пересчитать начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а также скорректировать другие статьи, которых коснулись поправки.

Если изменение учетной политики невозможно отразить для предыдущих отчетных периодов, бухгалтерская отчетность пересчитывается перспективно – учет корректируется в отношении тех операций, которые совершались после поправок (ПБУ 1/2008 п.15). Предприятия, работающие по упрощенному бухучету и сдающие отчетность по упрощенным формам, пересчитывают последствия изменений именно перспективным способом.

Когда поправки к НК РФ, ПБУ и другим профильным законам диктуют конкретный способ ведения учета, фирма обязана применить этот способ в любом случае (даже если не нуждается в корректировке действующей учетной политики).

Законодательство часто меняется, поэтому даже опытные бухгалтеры не всегда в курсе новых требований. Оптимальный вариант – внесение изменений в учетную политику силами профессионалов: специалисты «РосКо» подготовят необходимые корректировки оперативно и грамотно. Заказать услугу можно через онлайн-заявку. Если нужна консультация, позвоните по контактному телефону или задайте вопрос на сайте.